KURSK46 - информационный портал Курска KURSK46 - информационный портал Курска

Курские цыгане: горячие, скрытные, робкие

Курские цыгане: горячие, скрытные, робкие

8 апреля отмечается Международный день цыган. Учреждён он был в 1971 году в Лондоне. Корреспонденты РИА «Курск» решили не оставаться в стороне и вспомнить, как куряне и цыгане сосуществовали на протяжении последних веков.

Малоросский цыган

Когда именно цыгане появились на курской земле, достоверно узнать нельзя. В первой половине XIX века курские учёные делали предположения, что случилось это не раньше XV века, после победы над Татарским игом.

— Они должны происходить от цыган или египтян (…); ибо иные думают, что они суть пришельцы в Европу из Татарии и Скифии(…); другие, что они по происхождению персияне, и ещё в древности должны были оставить своё отечество, в котором недоставало тогда земли для их пропитания; наконец, многие полагают ещё, что они потомки десяти еврейских племён, уведённых в плен Салманассаром царём ассирийским, — сказано в издании «Военно-статистическое обозрение. Том 13. Часть 3. Курская губерния» за 1850 год.

Также учёные сделали вывод: цыгане пришли на здешние территории одновременно с малороссами — представителями юго-западной группы восточных славян — и во всём подражали последним! Так, мужчины старались одеваться, стричься и брить волосы как украинцы и поляки, а женщины перенимали их быт: пряли, шили бельё и «вышивали красною бумагою рушники». Переняли цыгане и религию.

Про численность и характер

В 50-х годах XIX века цыгане — самая крупная «иноплемённая» группа Курской губернии: 1 076 человек из 1 651 394 населявших регион душ. Основным «племенем» было славянское, состояло оно из 1 269 937великороссов и 380 188 малороссов. Что касается Курска, то из 37 321 проживающих в нём в 1865 году человек, насчитывалось 36 цыган. Это были артисты цыганского хора, барышники, коновалы и музыканты.

Сохранилось и описание характера курских цыган: называют их непостоянными, скрытными, горячими, но робкими! Отмечается, что они имеют талант к пению, музыке и пляскам и могут быть хорошими ремесленниками, а вот к доблестям и военной жизни равнодушны. Хлебопашцами же не могут быть вовсе, «ибо враги продолжительных и трудных работ и оседлой жизни.

При этом курские статисты развенчивают миф про цыгана-конокрада. По данным середины XIX века, воровство коней названо пороком великороссов, а именно русских жителей Рыльского, Льговского, Суджанского, Курского и Щигровского уездов, где кража лошадей считалось свидетельством удали!

Обоянь — цыганская столица

Жили цыгане преимущественно в Обоянском, Суджанском и Курском уездах, а также в Белгородском, Путивльском, Корочанском, Старо-Оскольском и Грайворонском, которые тогда относились к Курской губернии. Жили, правда, непостоянно.

С их кочевым образом жизни пытались бороться губернские и уездные власти. В первой половине XIX века около 100 цыган удалось записать в мещане города Обоянь. Надо сказать, к огромному неудовольствию других обоянских мещан.

Следы этого «эксперимента» ведут в… Пермь. Цыган там видели с давних времён, но первая задокументированная встреча с ними произошла в 1841 году, когда недалеко от города полицией был задержан табор из 51 человека. Оказалось, что они и ещё около сотни цыган состояли в мещанском обществе города Обоянь, по приговору которого в мае 1840 года были высланы, при чём за уход цыган из Обояни выступило 2/3 местных домохозяйств. Направляется же табор в Тюмень, где хочет осесть.

За что обоянских цыган вынудили покинуть Курскую губернию, выяснить так и не удалось. Сами они уверяли пермскую власть, что сами покинули насиженное место из-за дороговизны хлеба — все деньги уходили на пропитание, и на оплату податей не хватало. Объяснение было типичным для цыган того времени, однако власти пошли им на встречу, поселив в казёных землях Кунгурского и Пермского уездов. Вскоре все семьи цыган без предупреждения исчезли в неизвестном направлении, и до конца XIX века в Пермской губернии цыгане официально замечены не были.

Цыганский бугор

Среди курских цыган было много отличных музыкантов и кузнецов, однако в города таборы старались не пускать. Цыган это не сильно и расстраивало. На окраине Курска они облюбовали живописный холм, который оставался нетронутым даже во время сильных паводков. Место так и стали называть — Цыганский бугор, а аккурат на месте стоянки таборов сейчас расположен Храм Преподобного Серафима Саровского.

В итоге место стало популярным среде курян, особенно — в праздники. Например, массовые гуляния с ярмаркой проходили в день святых Петра и Павла ( 12 июля по новому стилю). На Цыганский бугор съезжались купцы из Курской и соседних губерний, проводились кулачные бои, звучали песни, а юные курянки спешили показаться в лучших нарядах — искать невест тогда в Курске было принято как раз «на Бугре».

Постепенно цыгане расселились по окрестностям: в южной части Стрелецкой слободы появилась Цыганская площадь и улицы Цыганская на ямах, ставшая позднее Цыганским тупиком, а затем — улицей Бутко.

«Разорительная статья»

Цыгане были одним из главных украшений Коренской ярмарки. В Панские ряды их не пускали — их вотчиной была противоположная часть ярмарки, где шёл конский торг. Табор разбивался прямо у стен гостиничного здания — постояльцам нравились песни и пляски, за которые они готовы были платить монетой. Цыганское пение разносилось и из большинства кабаков. К вечеру разомлевшие посетители сами устремлялись поближе к табору.

— Не знаю, почему, но время этой ярмарки было всегда периодом самых сильных и разорительных кутежей для курских помещиков. Каждый из них старался сколотить сколько можно более денег к этому времени и отправлялся с туго набитыми карманами для того, чтобы там опустошить их и возвратиться домой без гроша… Цыгане в особенности составляли разорительную статью. С наступлением вечера все сходились к ним для того, чтобы сыпать деньгами, — вспоминал управляющий имением князей Барятинских Инсарский.

С праздником цыгане ассоциировались и у рылян. Стоило в городе с песнями и шумом появиться заезжему табору, как местные жители устремлялись за ним к берегу Сейма, где напротив Бакитькиной дачи обычно разбивались шатры. Начиналось гулянье, и домой рыляни, если могли, возвращались под утро. Так было принято отмечать ночи на Троицын день и на Ивана Купалу.

Кладоискатели и похитители

Цыгане не раз отмечались в жизни курского края. Например, известным кладоискателем был Аверьян-цыган, в XIX веке искавший золото по всей Курской губернии. Доподлинно известно, что удача настигла его на поле Кучерового хутора Грайвороновского уезда (ныне Белгородская область) — в печке старшининого овина нашёл он кастрюльку с 1700 серебряных рублей. Делиться, естественно, ни с кем не стал, но свидетелем находки стал поп из соседнего села: он утверждал, что на монетах были «какие-то лица с бородой», и относились они ко времени Ивана Грозного.

Проскакивают цыгане и в биографии революционера, поэта и драматурга Пимена Карпова. Родился Пимен Иванович в 1886 году в селе Турки Рыльского уезда. Его отцом был многодетный безземельный крестьянин-старообрядец, поэтому детство литератора прошло в крайней нужде. Сам он вспоминал, что зимовать приходилось в землянке, а летом босые и раздетые дети обитали в близлежащих посадках. Там 4-летнего Пимена и украли цыгане.

Мальчику пришлось стать поводырём слепого старца. Ещё цыганки устраивали для ротозеев ворожбу по голове мальчишки, обманывая и обчищая им карманы, а били за обман Пимена. Но кончилось всё относительно хорошо: в Черниговской губернии Климова внезапно разыскала мать и вернула домой. Вскоре мальчику пришлось стать батраком в зажиточном доме, где его тоже постоянно били…

Легенда о чёрном коне

Остались цыгане и в курских преданиях. В деревнях у реки Усожа уверяли, что ночью из воды слышно ржание и топот копыт, а то и вовсе можно на берегу встретить призрачного чёрного коня! Выходит он на рассвете, чтобы встретить хозяина, а может и обидчика выискивает — заезжего цыгана-конокрада…

По легенде, в селе Солдатском Фатежского уезда жил барин, и был у него конь вороной масти, быстрый и преданный. Конь и барин были неразлучны, но положил на коня глаз цыган из остановившегося неподалёку табора. Потерял цыган сон и покой, даже с табором уходить отказался, а вместо этого выждал случай, пролез в имение и выкрал вороного. Но радость конокрада была недолгой — не смог он далеко ускакать. Верный конь скинул наездника, бросился с обрыва в реку и поплыл на другой берег, где виднелся барский дом. Но сил после борьбы не осталось, и, заржав в последний раз, конь пошёл ко дну. С тех пор каждую весну он возвращается в родные края и ходит в тумане по лугам…

776
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.