KURSK46 - информационный портал Курска KURSK46 - информационный портал Курска

Дмитрий Разиньков: «Нас проверяют и за то, что сняли группу инвалидности, и за то, что дали»

Дмитрий Разиньков: «Нас проверяют и за то, что сняли группу инвалидности, и за то, что дали»

В Курской области, если верить статистике, с каждым годом снижается количество инвалидов. Если в 2016 году их было 121047 человек, в 2017-м – 120169 человек, то на декабрь прошлого года – 118830 человек. С этого и начался наш разговор с руководителем Главного бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) Курской области Дмитрием Разиньковым.

— Дмитрий Васильевич, количество инвалидов в области за 2018 год сократилось почти на 1700 человек, с чем это связано? Мы стали здоровее?

— К сожалению, нет. Это происходит в связи с нововведением — постановлением Правительства РФ от 29 марта 2018 года (№ 339) о внесении изменений в правила признания лица инвалидом. Изменился, говоря доступным языком, срок установления инвалидности. В некоторых случаях она назначается бессрочно.

В первую очередь это касается детей с такими заболеваниями, как сахарный диабет, фенилкетонурия, врожденные патологии и дефекты. Это избавляет от необходимости подтверждать инвалидность каждый год и тем самым влияет на статистику.

К слову, вышеупомянутая цифра включает в себя число обратившихся как за установлением инвалидности, так и за программой реабилитации — за 2018 год по сравнению с 2017-м она стала меньше на 1693 человека. По существующим нормативам это минус одна комиссия МСЭ, которая как раз обслуживает в среднем 1300-1500 человек.

— А стало ли больше отказов в установлении инвалидности? Это всегда очень болезненный вопрос.

— Отказы есть всегда — это наша работа. За прошлый год количество тех, кому не установили группу инвалидности при первичном обращении и с кого группу сняли — 1012 человек, или 4 процента от общего количества. Это статистика, и связана она с отсутствием оснований для установления инвалидности. У медико-социальной экспертизы такая работа: нас проверяют и за то, что сняли или не дали группу, и за то, что дали.

— Много ли курян обжаловали это решение и кому удалось в конечном итоге добиться установления инвалидности?

— Таких случаев немного — один-два, когда меняется решение первичной инстанции. В 2018 года это был один случай на 33 тысячи обращений. Хочу сказать, что на данный момент изменился в лучшую сторону подход к направлению граждан на медико-социальную экспертизу.

Во-первых, их стало меньше направляться, соответственно, внимания каждому уделяется больше. С конца 2018 года граждане направляются на МСЭ без посыльных листов – направление на экспертизу привозит курьер, оно больше не выдается на руки. И после регистрации направления в бюро МСЭ человек получает приглашение на определенный день и конкретное время.

Это упорядочивает, дисциплинирует, а также отменяет претензии вроде «к девяти приехал, до трех просидел – на прием не попал». Соответственно, такой подход убирает коррупционную составляющую – в век информационных технологий можно написать себе какой угодно диагноз.

— Это правило по передаче посыльного листа напрямую в МСЭ действует только в Курской области или по всей России?

— Это общероссийское изменение – оно не касается только тех, у кого есть электронная очередь. В этом случае человек также получает вызов на конкретный день и час через портал Госуслуг. И посыльный лист, и амбулаторная карта передаются в бюро МСЭ в электронном виде. Сразу оговорюсь, у нас в области пока такого нет, мы еще возим бумаги, но идем к тому, чтобы все оцифровать и исключить стороннее вмешательство в этот процесс на всех этапах.

Мы ждем перехода здравоохранения Курской области на цифровые технологии. МСЭ к этому уже готова. Можем проработать пилотные проекты на региональном уровне. Надо состыковать ведомства облздрава и МСЭ и обкатать это взаимодействие хотя бы на нескольких лечебных учреждениях.

— Что еще нового в жизни МСЭ, кроме тех нововведений, о которых вы уже рассказали?

— Это и есть основные новшества. Еще есть моменты, касающиеся технических средств реабилитации, но они затрагивают достаточно узкий круг лиц. У нас на подходе внедрение электронной очереди в бюро МСЭ – терминалы уже поставили. Правда, похоже, надобность в них отпадает. Людям, даже из районов, уже не приходится занимать очередь и проводить в ожидании приема целый день.

— Если все так меняется в сторону облегчения самой процедуры обращения в медико-социальную экспертизу, меньше ли стало жалоб?

— Жаловаться меньше не стали, но меньше стало обращений на некорректное отношение со стороны врачей и на очереди. Хотя по-прежнему приходится ждать, когда оформляется справка об инвалидности или отказ, так как необходимо время, чтобы оформить все грамотно и без ошибок. Жаловаться продолжают на отказ в установлении группы. Я вообще не считаю это жалобой. Скорее, это несогласие с решением МСЭ, и наша задача – разобраться и объяснить человеку, почему так произошло.

Есть претензии к обеспеченности техническими средствами реабилитации. В основном, это касается кресел-колясок и памперсов. Либо модель не та, либо сроки поставки не устраивают, либо памперсы не того размера. В этих случаях приглашаем людей к себе, индивидуально разбираемся, меняем, но только с учетом показаний и противопоказаний. Есть федеральный перечень техсредств, за рамки которого мы выйти не можем.

— Расскажите о парковках для инвалидов — это тоже нововведение минувшего года. Много ли людей обратились в МСЭ за специальными знаками, дающими право на бесплатное парковочное место?

— Много. С сентября по декабрь 2018 года более 1300 человек получили такие знаки. Обращаясь к читателям, хочу напомнить, что после вступления в силу соответствующего закона традиционный автомобильный знак «Инвалид» стал незаконным. Теперь есть официальный знак, где указан срок, на который он выдан, имеется подпись должностного лица и наименование выдавшей его организации.

Знак выдается в двух экземплярах, поскольку крепится впереди и сзади, и выдается он не на машину, а на человека, имеющего инвалидность. Также и детям-инвалидам выдается этот знак. Направление на МСЭ при получении автомобильного знака не требуется.

— Я знаю, что многие люди, имеющие группу инвалидности, продолжают возить с собой справку и прикреплять к машине привычный знак. Получается, что за него теперь могут оштрафовать?

— Да. Сумма штрафа – 5 тысяч рублей за парковку на месте для инвалидов. Плюс оплата услуг эвакуатора. Надо объяснять людям, говорить об этом – не так уж и сложно оформить вышеупомянутый знак, как потом забирать машину со штрафстоянки и доказывать, что у тебя есть право на бесплатную парковку.

Кстати. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова настаивает на необходимости разработки и внедрения в РФ механизма независимой медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности. Об этом заявил руководитель аппарата омбудсмена Владимир Лозбинев на встрече с руководителями общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья.

Он отметил, что почти половина всех поступивших обращений от инвалидов в прошлом году составляют просьбы, связанные с установлением группы инвалидности, ее оформлением и переоформлением.

Минздрав России ранее подготовил законопроект, предполагающий утверждение правительством положения о независимой медико-социальной экспертизе. Планировалось, что она начнет работать уже с 1 января 2020 года. Однако при создании механизма такой экспертизы стало очевидно, что процесс требует детальной проработки, поэтому Минтруд отказался от внесения изменений в законодательство.

Татьяна Ласточкина

1.03K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.