«Живая» вода на пользу

Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня — Святки, или святые вечера, наполненные духовной радостью о явлении в мир Сына Божия. С древних лет в это время принято совершать добрые дела: можно помочь нуждающимся, навестить детдома, накормить бездомных и быть милосерднее к окружающим.

Теория заблуждения Святочная неделя называется предпраздненством, она не только предшествует Богоявлению, но и подготавливает верующих к торжеству. В любой церковной дате необходимо различать ее смысл и сложившиеся традиции. К сожалению, именно Крещение сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих на то основания. В последнее время в день Крещения Господня люди больше стремятся не в храм, не на богослужение, а к проруби. Многие объясняют это поверьем, что если искупаться в такой «живой» воде, можно избавиться от любой хвори и смыть с себя все грехи, накопившиеся за год. Таким образом, в представлении людей создается некий аналог того, что мы встречаем в сказках: нырнул в чан с холодной водой — и вынырнул молодым и красивым. Человек путает духовное очищение и оздоровление, получаемые в Таинствах Святой Церкви, с неким магическим ритуалом, сулящим физическое здоровье. А если таковое усердие «окунуться в святой воде» совершается, мягко говоря, не совсем на трезвую голову, оно в еще большей мере оскверняет святость Крещения Господня.

По канонам Современная трактовка праздника сводится к тому, что накануне, 18 января, или в сам день Крещения Господня, 19 числа, нужно прийти в храм и набрать святой крещенской воды. Она обладает целебными свойствами и особой силой — врачевать телесные и душевные недуги и в православной традиции именуется священной Агиасмой. Вода эта освящает не только человека, но и все, что его окружает, например, ею верующие кропят жилища. Согласно благочестивой традиции, каждый верующий употребляет несколько глотков этой святой воды натощак каждый день, за исключением тех дней, когда мы готовимся приступить к причастию. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды — и все стало сразу хорошо. Здесь необходимо упование на Бога. Как говорится в священном писании: «Вера без дел мертва».

Безопасная купель Иисус 2 тысячи лет назад вошел в воды реки Иордан. Сложившаяся традиция купания в крещенской купели в наше время не является общеобязательной для всех и вовсе не очищает человека от грехов. Важно помнить, что мы получаем доступ к той Божественной благодати, которая действует в нас через крещенскую воду. Окунаясь в прорубь, надо помнить, что делать это можно только с благословения священника, а также с учетом состояния своего здоровья. Также важно соблюдать безопасность — окунаться нужно только в строго отведенных для этого местах. В областном центре таких три: два на реке Тускарь – в районе пляжа «Городской» (Кировский мост), у переходного моста в районе парка имени 50-летия ВЛКСМ (на Боевке) а также на Ермошкином озере.

Спасатели предварительно проверят безопасность мест купания. И, конечно, курянам стоит помнить правила поведения на воде. Ведь купание зимой, без предварительной подготовки, может быть опасным для людей пожилого возраста, детей и лиц, страдающих острыми и хроническими заболеваниями. Купаться следует только в приспособленном для этого месте с обустроенным входом в воду. Необходимо помнить, что перед этим нельзя употреблять алкоголь и курить, находиться нужно в воде не более одной минуты, а также не купаться на голодный желудок или сразу после принятия пищи. Эти правила помогут вам не нанести вред своему здоровью. После купели для защиты от переохлаждения можно попить горячего чаю. Традиционно купание будет проходить и в Коренной пустыни, куда, безусловно, устремятся многие верующие.

Духовное возрождение Накануне, утром 18 января, Церковь проводит удивительное по красоте и содержанию Последование, так называемые царские часы, после которых совершаются Литургия и великое освящение воды, точно такое же, как и в сам день праздника. Вечером стоит посетить вечернее богослужение, послушать песнопения, которые очень ярко и красочно раскрывают суть отмечаемого события, когда Иисус Христос еще ходил по этой земле. Благодаря Крещению Господня мы вспоминаем то, о чем говорит нам священное писание с первых своих страниц: о том, что именно в воде зарождается первая жизнь. Вода, получая от Бога особую благодатную силу, становится, по словам молитв, «баней пакибытия», то есть той средой, которая имеет свойство очищать человека, совершенствуя его и возрождая к новой духовной жизни.

Марина Милосердова