Режиссер "Экипажа": "Буду счастлив снять фильм в Курске"
Курск посетил кинорежиссер Николай Лебедев, получивший широкую известность после фильмов "Звезда" и "Легенда № 17". В столице соловьиного края он презентовал свою новую ленту "Экипаж", рассказал об особенностях съемок и желании снять один из фильмов на курской земле.
В России 21 апреля вышел в прокат фильм-катастрофа "Экипаж" кинорежиссера Николая Лебедева, который стал ремейком одноименной картины Александра Митты, снятой в 1979 году. Лента, в которой сыграли главные роли такие известные актеры, как Владимир Машков, Данила Козловский, Агне Грудите и Катерина Шпица, собрала хорошую прессу у журналистов и массу положительных откликов у зрителей, которые охотно пошли в кинотеатры. Как итог, картина с бюджетом в 650 миллионов рублей окупилась менее чем за две недели российского проката. А в перспективе она должна выйти в зарубежный прокат. В частности, новый "Экипаж" готовятся оценить в Китае. Пока картина покоряет отечественный прокат, ее режиссер и один из актеров, задействованных в лете, Сергей Кемпо посетили Курск. Николай Лебедев, ранее представлявший в регионе свои нашумевшие картины "Звезда" и "Легенда № 17", прибыл в столицу соловьиного края 4 мая. В этот день он провел сразу две встречи со зрителями в - кинотеатрах "Родина" и "Юность". А до того Николай Игоревич пообщался с местными СМИ. В беседе с журналистами он рассказал о симпатиях, которые питает к Курску, о тонкостях работы над фильмом "Экипаж", планах на будущее и перспективах съемок сцен для одной из своих картин на курской земле. "Я рад новой возможности оказаться в Курске. У вас замечательный город. Совершенно иной, не с сумасшедшей столичной энергетикой, невероятно гармоничный, светлый. Это очень здорово, что есть на белом свете такое место, как Курск, потому что для меня это уже такой душевный санаторий! После суматохи, связанной с производством картины, с ее выпуском, оказавшись здесь, уже совершенно какое-то другое ощущение, абсолютный кайф!" - отметил в приветственном слове лауреат двух Государственных премий РФ. Благословение Митты и сомнения Козловского По словам Николая Лебедева, картина Митты 1979 года для него являлась более чем особенной, как и все творчество его автора, которого он называет своим "метафизическим учителем и в жизни, и в кино". Кинорежиссер искренне удивился, что далеко немногие знакомы с тем "Экипажем". Поэтому он задумал создать ремейк фильма, как дань уважению творчеству Митты. Впрочем, Лебедев, по его признанию, не решался взяться за съемки без благословения Митты. "Он (Александр Митта - Прим. ИА "События") поддержал сразу этот проект. Я сомневался, потому что переснимать "Экипаж" для меня было все равно, что переписывать "Сикстинскую мадонну". А он сказал: "Берись, не сомневайся, я тебе помогу, а ты сделаешь". Он знал, как я люблю его картину, и понимал, что я не буду пытаться делать кальку с того фильма. Что это будет совершенно другое кино, с другими персонажами, но нашу картину будет пронизывать любовь к тому фильму, который я когда-то увидел и который произвел на меня ошеломляющее впечатление", - сказал Николай Лебедев. Кинорежиссер неоднократно отметил, что не старался копировать легендарную работу Митты. Все пересечения с "Экипажем"-1979 заканчиваются в плоскости катастрофы. "Я не рассматриваю свою картину как прямой ремейк той картины. Другие герои, совсем другие, совсем другие ситуации, совсем другая история. И только в узле катастрофы мы пересекаемся с тем "Экипажем", - заметил Николай Игоревич. Все актеры, привлекавшиеся к работе в картине, прошли отбор. Хотя без сложностей не обошлось. К примеру, и Лебедев, и Козловский сомневались в том, стоит ли им сотрудничать в "Экипаже" после успеха "Легенды № 17". "Мы оба не хотели работать над этой картине. Потому что на "Легенде № 17" у нас сложились такие замечательные отношения и это был такой неповторимый опыт, что Козловский боялся, что мы выйдем на площадку и не случится того замечательного сотрудничества, которое было на "Легенде № 17". А я, наоборот, боялся, что мы будем стараться повторить "Легенду № 17" или повторим, и будет калька с предыдущей работы, которая для нас для обоих так дорога. И поэтому мы довольно долго договаривались. Мы провели большой период застолий, репетиций. Мы месяца три - четыре репетировали с Данилой, разбирая подробно каждую сцену и пытаясь понять, как будет жить новый персонаж, который внешне похож на Харламова, но при этом должен абсолютно отличаться от него по характеру. И мне кажется, Данила добился очень удивительного результата - он сделал совершенно другого человека", - сказал кинорежиссер. С Владимиром Машковым произошла практически обратная ситуация. Лебедев звал его поработать на одну из своих предыдущих картин. Машков отказался, и вместо него нашли другого актера. Роль для командира экипажа Леонида Зинченко писалась именно под того актера, но он засомневался. Тогда Лебедев показал сценарий Машкову, который на сей раз дал согласие. "Мы пытались найти общий язык на площадке. Он очень волновался. Знаменитый Машков, он волновался, как студент первого курса, и я вместе с ним также волновался. Сразу стало понятно, что все складывается. Складывается наше с ним общение, складывается их дуэт с Данилой. И все покатилось", - вспоминает Николай Игоревич. Катастрофа в Жуковском К съемкам группа Лебедева готовилась основательно. Всех актеров активно приобщали к авиации под присмотром консультанта, опытного летчика Александра Мирошниченко. Машков с Козловским, как и некоторые другие актеры, учились летать на пассажирском лайнере в тренажерном центре "Аэрофлота" и достигли в этом деле определенных успехов. Ряд актеров обучали навыкам бортпроводников, чтобы они перед зрителями не ударили в грязь лицом. А полученные знания актерам предстояло продемонстрировать в поистине боевых условиях, которые были созданы для них в Подмосковье. "На аэродроме в Жуковском был выстроен на взлетной полосе аэропорт. Огромные декорации. Были завезены сюда самолеты, и действующие, и предназначенные для сжигания. Горели машины, взрывались самолеты. Лава - это тоже часть настоящей истории. Пересадки в воздухе. Все это было очень непросто сделать. Даже декорации салона самолета. Они находились на высоте трех метров, специальное приспособление его колотило, люди там подпрыгивали. Это все было очень непросто пережить", - рассказывает автор режиссера "Экипажа". Именно масштабные постановочные сцены представляли наибольшую сложность при съемках картины. "Сцены землетрясения, пожаров, сцены в горящем аэропорту технологически очень сложные. Ночь, огромное количество не выспавшихся людей, опасность, потому что огонь-то настоящий, взрывы настоящие. И все должно быть очень точно скоординировано. Но, слава тебе, Господи, все вышло хорошо, очень замечательная группа, все проблемы мы как-то смогли решить. Для меня, как для режиссера, сложнее всего было сделать огромную сцену катастрофы. Чтобы она не разваливалась и развивалась", - говорит Николай Лебедев. Участвовавший в пресс-конференции Сергей Кемпо прочувствовал на себе весь реализм происходящего. Во время съемок он самостоятельно выполнял трюки. Ему приходилось гореть, прыгать по полыхающему микроавтобусу. Хотя, по признанию самого молодого актера, сложным был только первый съемочный день. "Я до этого не снимался четыре года. И я пришел на аэродром. В кадре Машков, Козловский, и все ждут, когда ты скажешь свои три слова. Но ты ничего не можешь сказать, тебя трясет. Уже восемь дублей, а тут еще актриса Шпица: "Ой, да ты совсем что-то не опытный". И после этого хочется провалиться. Хорошо, что Николай подошел и сказал "Успокойся и просто скажи эти три слова", - вспомнил не без улыбки Сергей Кемпо. После завершения съемок команда Николая Лебедева еще три месяца работала над картинкой. В итоге готовую работу он посмотрел только 5 апреля. И теперь кинорежиссер намерен плотно пообщаться со зрителями, чтобы увидеть их эмоции от картины. "Мне очень важно посмотреть в глаза людей. На площадке мы находимся в отрыве от зрителей. Мне очень важно услышать отклик. Я говорю не про хвалебные слова. Особенно, если хвалебные слова просто из вежливости произносятся, это всегда слышно, это всегда понятно, и это меня очень сильно разочаровывает. Но, когда я вижу живую эмоцию, мне это очень дорого. Я пытаюсь понять, в каком направлении двигаться дальше, потому что для меня кино - это общение со зрителем, это диалог. Важно найти тему, которая будет волновать нас обоих - меня и зрителей. Не угождать зрителю, но найти общий язык, потратить годы своей жизни, чтобы он не пожалел о потраченных часах на просмотр картины", - заявил Николай Лебедев. Курск как будущая съемочная площадка В беседе кинорежиссера с курскими журналистами речь шла не только о фильме "Экипаж". Представителей СМИ интересовала его работа над фильмом "Легенда № 17", отношение к кинофестивалям и его мнение о том, как поднять русское кино. "Я надеюсь, что будущее российского кино за разными картинами, хорошими, искренними. Самое страшное - симуляция. Если нет искреннего чувства, если нет любви к объекту, о котором рассказываешь, вот тогда ничего хорошего не получится", - отметил кинорежиссер. Кроме того, Николай Лебедев ответил на завуалированный вопрос о том, конъюнктурный ли он режиссер. Автор "Экипажа" дал однозначно понять, что снимает фильмы не в угоду зрителю и не для того, чтобы быть в тренде. Главное, чтобы ему была интересна тема, а остальное неважно. "Я просто рассказывал те истории, которые не мог не рассказать. А дальше происходило так, что это привлекало внимание большого количества зрителей. Если я буду снимать новую картину, даст Бог, я опять буду искать историю, которая меня лично очень волнует", - заявил Николай Игоревич. Ну и, конечно, не могли журналисты обойти стороной одно из прошлых заявлений Лебедева, который в один из своих приездов в Курск выразил желание снять сцены для одного из своих фильмов в соловьином крае. Кинорежиссер ответил, что подобный вариант не исключается. "Если вдруг случится так, что найдется материал, который правильнее всего будет снимать здесь, то, конечно же, я буду счастлив приехать сюда, потому что у вас замечательные места. Ведь я и сам человек, родившийся почти в таком же городе. Для меня это родное все. Это все близко", - заметил Николай Лебедев. Добавим, что 5 мая - последний день пребывания кинорежиссера в Курске. В 11:00 Николай Лебедев проведет на втором этаже филармонии мастер-класс для начинающих курских кинематографистов. В то же время в колледже культуры пройдет мастер-класс актера Сергея Кемпо. Завершится визит кинорежиссера в Курск встречей со зрителями в центре досуга "Сказка", которая состоится в 16:00.