KURSK46 - информационный портал Курска KURSK46 - информационный портал Курска

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

В Курской области официально зарегистрировано более 1800 наркоманов. Это те, кто «попался» на анализах, был задержан полицией или самостоятельно обратился за помощью к врачам. Есть и другие, которым диагноз ставит уже патологоанатом: только за 2021 год в регионе от отравления наркотиками погибло 35 человек.

Ситуация вне официальной статистики страшнее. Большая часть зависимых не учтена. Именно таким и является Николай (имя изменено — прим. ред) — наркоман со стажем, согласившийся пообщаться с корреспондентом РИА «Курск». Уже несколько лет он «чист», но вылечившимся себя не считает, поэтому не заводит даже кота. Помнит, сколько боли принёс своим близким за годы наркотического угара.

История Николая и типичная, и нетривиальная одновременно. Помочь разобраться в ней мы попросили нарколога и психолога. А вот прогнозы о будущем нашего собеседника делать бессмысленно — всё зависит от самого мужчины.

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

На кураже

— Сначала было весело, нравилось. Знаешь, чувствовал себя не таким, как все. Они вот, да, они все одинаковые, скучные, ничего не понимают. А я как будто понял. Кажется, что ты один такой исключительный… Но это только сначала.

Николай постоянно смотрит в окно. На вид ему тридцать с небольшим. Щетина, футболка, джинсы. Обычный мужчина.

Работа у Николая тоже самая обычная. Он — маляр в небольшой фирме по обработке металла. Каждый день его начинается с кофе и бутерброда, приготовленного наспех. Потом — работа, а вечером — прогулка перед сном.

Николай живёт один, не заводит даже кошку. Говорит, что боится ответственности. На вопросы о семье не отвечает. Тихо вздыхает и опять засматривается в окно, будто вся жизнь — там. Жизнь там, а он почему-то здесь.

— Да я и не знаю, как это началось. С ребятами собирались, курили, ржали, как лошади, и по домам расходились, — разговор идёт тяжело, — Потом из школы выпустились. Они всё это бросили, учиться начали, вроде как повзрослели. А я всё никак. Мама говорила: «Ну когда ты за ум возьмёшься?», а я… Не знаю, горе от ума у меня было.

Николай признаётся: «плохим парнем» он не был. Тихий, застенчивый, любил животных. Чем именно подкупили его наркотики, не понимает до сих пор.

— Причины зависимости бывают разные, всё очень индивидуально. Вот некоторые из них: психологическая травма; трудности и нежелание или неумение справляться с проблемами; низкая самооценка; боязнь одиночества или собственной ненужности; желание чувствовать себя «не таким как все»; позиция жертвы и ожидание «спасителя», — рассуждает психолог Кристина Пушка. — Важно помнить, что бывают химические зависимости и нехимические. Химическая зависимость – это зависимость от различных психоактивных веществ. Нехимическая – это зависимость от определенного дисфункционального поведения.

Незаметно жизнь Николая пошла под откос. «Лёгкие наркотики» превратились в ежедневный обряд, без них — никуда. Даже в училище он приходил «в приподнятом состоянии духа». Очень быстро нашлась компания «по интересам». Они и угостили веществами потяжелее.

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

На «спайсе»

— Основная опасность «лёгких» наркотиков в том, что они становятся прелюдией, предтечей, предварительным этапом перед употреблением тяжёлых наркотиков. Это сравнимо с любой зависимостью: сначала у человека возникает зависимость от игры, после — от игры на деньги. Алкоголизм начинается с пива, заканчивается некачественным самогоном, — рассказывает кандидат медицинских наук, главный врач Областной клинической наркологической больницы Игорь Коломиец. — Многие страны легализовали каннабиноиды в лечебных и рекреационных целях, но никакой доказательный базы об их положительном воздействии на организм до сих пор не появилось.

Следующим этапом зависимости Николая стал «спайс». По словам нарколога, сейчас его практически не употребляют: за последние 3 года в центре медицинского освидетельствования выявлено всего два случая. Около 10 лет назад он был на пике моды.

— Я когда впервые попробовал, мне сначала страшно было. Жуть как. Представляешь, всё в голове поменялось, всё разрушилось. Непонятно, как быть, как жить дальше, кем становиться… — вспоминает мужчина, — Ничего не понимал, а тут ещё и смерть отца. Мы с ним сильно близкими не были, но всё равно подкосило. Сильно, но сильнее подкосило мать. Пить начала. Я и домой ездить перестал: так, из уважения раз в три месяца появлялся, смотрел на неё и уходил.

Вся помощь, которую Николай тогда получал, — очередная доза от «друзей». После расслабления и эйфории состояние разительно менялось. Молодой человек не мог даже общаться с людьми. Училище он прогуливал, соседей по общежитию избегал. Единственным, что вызывало эмоции, был наркотик.

— Наркотик краткосрочно стимулирует центры удовольствия: возникает эйфория, улучшаются коммуникативные функции, человек начинает «любить весь мир», после этого состояние меняется на противоположное. Наступает абстиненция, — говорит о влиянии «спайса» на организм Игорь Кломиец.

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

На дне

Впрочем, однажды у наркотиков появилась конкурентка. Николай влюбился.

— Влюбился, завертелось, мы даже жениться хотели. Только она против была всей этой наркоты, ругались часто и сильно. В какой-то момент решил бросить, но не получилось. Только ей уже о готовности сказал. Пришлось скрываться, — рассказывает мужчина.

Скрывать покупку курительных смесей он мог, а наркотическое опьянение — нет. Перед Николаем встал выбор: наркотики или будущая жена. К сожалению, зависимость была сильнее.

Расставание сильно ударило по юноше. Он бросил учёбу, ещё сильнее увлёкся запрещёнными веществами, перестал общаться с теми, кто не разделял его «вкусов». Рядом оставалась только мама. За несложившуюся судьбу сына она винила себя и всё чаще находила утешение в бутылке.

— Как-то пришла ко мне в комнату. Говорит, мол, а давай на реабилитацию. Я тогда бесился жутко. Какая мне реабилитация? Я что, больной или нарик какой-то? Тогда не понимал, а потом понял. Когда накрыло совсем, — Николай отводит глаза в сторону и трёт виски.

«Накрыло» спустя пару месяцев. К тому времени молодой человек заложил в ломбард серебряные цепочку и кольцо матери. Те, которые сам дарил ей на день рождения.

Когда наркотики закончились, Николай понял, что зависим. Он не хотел этого признавать, отрицал всё, что касается веществ, однако в глубине души знал: пора лечиться.

— Есть разные этапы лечения. Реабилитация в нашей больнице начинается с детоксикации и медикаментозного вмешательства. Вместе с тем с больным работают психологи, психотерапевты и наркологи. Первые и вторые выясняют причины зависимости, занимаются буквально ювелирной работой. Наркологи погружают зависимого в реальный мир: рассказывают о последствиях. Следующий этап — контроль и морально-психологическая помощь, изоляция от среды потребления. Последний — социальная реабилитация по программе «12 шагов». Ею занимаются некоммерческие и частные организации, — рассказывает Игорь Владиславович.

Вот только идти к врачам молодой человек боялся. Увы, за медицинской помощью обращаются единицы. Николай решил спасаться сам. И решил это необычным способом — пошёл в церковь.

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

На пути к спасению

Священник быстро понял, о чём пойдёт речь, когда к нему пришёл худощавый парень с испуганным взглядом. Короткий разговор дал понять: Колю можно вытащить и даже можно спасти. Тогда и был сделан первый шаг к новой жизни.

— Духовно-православная социальная реабилитация — ещё один способ излечиться. Наши зависимые обращаются в центры, действующие при монастырях — Рыльском, Коренском — где находятся постоянно, работают и приходят к Богу, — поясняет нарколог.

Николай стал помогать в храме. Он делал всё, что прикажут, и пытался молиться по-своему. Он не знал молитв, не знал, как правильно просить у Бога помощи, просто разговаривал с ним своим языком, становясь перед иконами и опуская глаза.

— Не сразу, конечно, помогло. Я срывался, уходил. Думал: что за Бог такой, если покурить всё равно тянет? Если не получается держаться? Короче, время трудное, но получше, чем раньше. Вроде, типа, смысл какой-то появился, только я не понимал, какой, — пожимает плечами Николай.

А потом он познакомился с Максимом, который рассказал о программе «12 шагов». Сперва Николай подумал, что это какая-то секта, куда заманивают дураков. Но позже, когда тяга к наркотикам вновь перевесила все желания, он позвонил по оставленному Максимом телефону.

— Уникальная программа «12 шагов» позволяет избавиться от различных зависимостей. Её суть состоит в том, что человеку помогают осознать проблему, найти её источник и вновь обрести смысл существования. В человеке пробуждается совесть, открываются возможности к самоанализу. Начинается непрерывный духовный рост, — объясняет психолог Кристина Пушка.

Николай стал посещать совместные занятия с такими же, как он. Дома читал специализированную литературу и продолжал молиться. Проходили месяцы, его жизнь по-настоящему, как он сам говорит, посветлела. Появился смысл: помогать другим.

— Об этом много рассказать не могу, мы всё же стараемся молчать о своих «подвигах». Я просто поддерживал такого же потерянного, каким раньше был я. И старался с людьми общаться на такие темы, рассказывать, что жизнь и без наркотиков может быть жизнью, а не «от ломки до ломки», — делится Николай.

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

Финал открытый

В Курской областной клинической наркологической больнице зависимые получают не только квалифицированную помощь докторов, но и человеческие понимание и заботу. На территории клиники базируется группа анонимных наркоманов, работающих по программе «12 шагов». Таким образом осуществляется государственная поддержка проекта, признанного во всём мире. Больным помогают другие больные, которые находятся в длительной ремиссии. Между зависимыми создаётся особая связь, доверие и сохраняется полная анонимность.

Реабилитацию проходят не только наркоманы, но и алкоголики, курильщики и игроманы. Центр постоянно развивается: на его базе работают 12 психологов и психотерапевтов, которые непрерывно лечат зависимых. В 2023 году больница планирует ввести новую программу для реабилитации алкоголиков — финскую. Суть её состоит в сначала контролируемом, а после и осознанном употреблении.

Нарколог Игорь Коломиец склоняется к тому, что лечение от зависимости должно быть комплексным и включать в себя работу как над организмом человека, так и над его психикой. Лишь в этом случае можно надеяться на выздоровление. Это мнение разделяет и Кристина Пушка. Она считает, что начинать надо с признания проблемы.

— Проблемы решаемы. Начните с осознания того, что эти проблемы есть. Не пренебрегайте помощью специалиста. В этом нет ничего страшного или постыдного, — советует психолог.

На данный момент Николай прошёл весь путь от первого до двенадцатого шага, уже несколько лет он «чист». Мужчина продолжает ходить в церковь, ездит к маме, «Белая книга» для анонимных наркоманов стала настольной.

Но Николай не вылечился. Он сам это понимает. Срыв может наступить в любой момент. Поэтому в молитвах он просит Бога дать сил не сорваться.

Николай мог бы стать любящим мужем, заботливым отцом, открыть своё дело, обеспечить маме достойную старость, да и просто завести кота или собаку. Но вся его жизнь на данный момент — непрерывная борьба со своей зависимостью.

И причина этому одна — несколько граммов вещества, которое создаёт лишь иллюзию счастья и делит жизнь на минуты эйфории и годы страданий.

«Сначала было весело»: история одного курского наркомана

Фото: Джессика Диммок / проект «Девятый этаж»; портал unsplash.com

495
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.