100 лет назад газеты написали о выпоротом в Курской губернии корреспонденте

В начале становления СССР корреспондентам в стране жилось не сладко. Это становится понятно из периодической печати 20-х годов прошлого века. Особо доставалось так называемым рабкорам и селькорам - рабочим и крестьянам, которые без отрыва от производства писали в газеты о всех фактах несправедливости, которые наблюдали вокруг себя. Окружающим это, мягко говоря, не нравилось.

Как итог - всплеск насилия по отношению к журналистам, о котором активно писали газеты. Так, ревельское (таллинское) издание "Последние известия" в номере от 18 августа 1922 года перечисляет случаи избиения и убийств. Ситуация, произошедшая в Курской губернии, упоминается отдельно. 

- Жестокие расправы чинятся в деревнях над работниками комбедов (комитетов бедноты - прим. ред.), корреспондирующими в Москву в коммунистические газеты. В Курской губернии, в деревне Орлянка, крестьяне на сходе выпороли корреспондента "Красной газеты" и выгнали его из деревни за донос в печать, - сказано в газете.

При этом, расправа была учинена над приезжим журналистом - "Красная газета" издавалась в Петрограде. Кто именно пострадал от рук суровых курских крестьян, и что именно он успел опубликовать в своём издании - увы, история умалчивает.

Деревня Орлянка, кстати, существует до сих пор. Сейчас она относится к Солнцевскому сельсовету.

Впрочем, быть выпоротым и выгнанным - не худший вариант развития событий для тех времён. Так, селькору столичной газеты "Батрак" товарищу Скрипнику  повезло гораздо меньше. Крестьяне села Троицкое его просто убили. Случилось это 22 июля 1926 года.

В 30-х годах ситуация не изменилась. О чудесном спасении льговского селькора Петра Стародубцева в 1934 году писала "Курская правда". Редактор стенгазеты "Красные Сокольники" публично вынес предложение продать государству 70 центнеров зерна, чем нажил себе личного врага в лице счетовода Пухликова. Последний решил извести выскочку. Для этого он подговорил сторожа Черенкова.

- Придёт Стародубцев на поле к сахарной свёкле проверять бдительность охраны, застрели его, скажи - свёклу воровал, - приводит слова подлого счетовода газета.

У сторожа на Стародубцева тоже был зуб: редактор не раз писал в стенгазете, что жена Черенкова прогульщица. Дни сельского журналиста были сочтены, но что-то пошло не так. О готовящемся убийстве узнала сначала местная газета "Сталинец", а затем и "следственные власти". Пухликов был арестован.

Иллюстрация: картина Виктора Перельмана "Рабкор"