Как курский журналист 5 лет 10-минутное кино снимал
Когда-то популярный курский радиоведущий, а ныне столичный режиссёр Родион Чемонин несколько лет назад задумал снять простое, но качественное короткометражное кино. «Простая» задача растянулась почти на шесть лет. Работу под лаконичным названием»Пинг-понг» теперь можно легко найти в сети, как и фильм о фильме, а также впечатления от процесса съёмок и профессиональные выводы самого Родиона.
— Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком, — именно это Чемонин хочет донести до начинающих режиссёров и простых зрителей.
Есть ли кино после курсов
Курск помнит его по работе на радио «Октава» — тогда он называл себя Родин Разный. Однако в какой-то момент молодой мужчина решил сменить журналистику на кинопроизводство. Родион уехал покорять столицу, где работал у самого Олега Табакова, а в 2012 году получил «киношное» образование. Однако путь в большое кино оказался тернист, да и от журналистики отойти не получилось.
— По окончании Высших курсов сценаристов и режиссеров мы с моим бессменным оператором Сашей Соболевским сидели и думали, что делать дальше? Я уволился со всех работ, решив посвятить себя кино, но серьезных предложений не было. Работать на свадьбах и детских утренниках, как это делают большинство несчастных выпускников киновузов, не хотелось, — вспоминает Родион.
В итоге творческий тандем принял решение снять 5-6 короткометражных фильмов с простыми и понятными сюжетами. В итоге через полгода у них в руках было несколько сценариев для 5-10 минутных фильмов.
«Это же так прекрасно: всего лишь найти подвал…»
— Первым вариантом стал самый простой, умещавшийся в шесть страниц, сценарий. Сюжет проще некуда: два персонажа тупо играют в настольный теннис в подвале. Играют-играют, болтают-болтают, пока не догадываются, что любили одну и ту же женщину, — продолжает Чемонин.- Это же так прекрасно: всего лишь найти подвал, поселить туда двух прекрасных актеров и за полсмены все это снять!
Актёры подобрались быстро, идея зашла на ура, вот только оказалось, что снимать такое простое кино негде. в течении ближайших трёх лет Чемонин и его соратники за три года осмотрели множество подвалов Москвы — и ничего. Подвал можно было бы отстроить в студии, но таких денег у начинающего режиссёра не было.
Сложности только привлекали в команду новых людей, а параллельно рос и сценарий, обрастая диалогами и неожиданными поворотами сюжета. Кроме того, изначальная мелодрама с элементами детектива превратилась в драму с элементами триллера. Увы, дальше подготовки к съёмкам и поисков подвала дело не шло — к 2016 году сформировавшаяся было команда рассыпалась.
«Это бесперспективняк — работать с режиссером-голодранцем»
В канун 2016 года мы загадали: если и в этот раз ничего не получится, то забьем на перспективы кинематографической карьеры и пойдем в шпалоукладчики. Я и оператор Саша Соболевский стояли в шаге от разочарования в своей профпригодности, — рассказывает Родион.
И чудо пришло в виде череды встреч и знакомств — у тандема открылось второе дыхание: возобновились поиски подвала для съёмок, и в команду даже начали возвращаться покинувшие её ранее люди. Летом Родиону внезапно предлагают снять «Пинг-понг» в рамках одной из московских творческих лабораторий.
— Смысл моей авантюры заключался в том, что я поставлю «Пинг-понг» с непрофессиональными людьми, чтобы посмотреть со стороны на сценарий, — объясняет Чемонин. — Мне надо было отработать на них мизансцены, проговоренный, а не прочитанный сценарий, актерскую работу в кадре, планы и раскадровку. Получается превизуализация с живыми людьми. Один день на съемки, один на монтаж, и в тот же вечер показ перед всей лабораторией.
Эксперимент показал провальность сценария — шутки оказались несмешными, сюжетные повороты нелогичными. Режиссёр свои ошибки признал сразу и буквально за сутки переписал сценарий. Увы, работа над ошибками не изменила общую ситуацию — дела до конца 2016 года шли плохо.
— Очередная группа разбежалась в очередной раз, вероятно, понимая, какой это бесперспективняк — работать с режиссером-голодранцем, который прицепился к одному сценарию и все носится с ним по подвалам и чердакам Москвы, — констатирует режиссёр.
От режиссёра «Каникул президента»…
Выйти из крутого пике Семонину, внезапно, помогла журналистика и режиссёр Илья Шерстобитов — в 2017 году Родион отправился писать материал о съёмках его фильма «Каникулы президента». Между Родионом и Ильёй завязались приятельские отношения: Шерстобитов не только поддержал начинающего режиссёра и подсказал, как улучшить сценарий «Пинг-Понга», но и выступил продюсером проекта! И это несмотря на занятость собственным фильмом. При этом у Чемонина на этот момент не было даже оператора…
Помогли друзья: каждый новый член команды тут же находил недостающий персонал среди знакомых. Так в съёмочную группу попала, например, оператор Наталья Макарова, которая хорошо показала себя на съёмках фильма своего супруга Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». В итоге злополучный подвал, который Родион искал столько лет, нашли в доме подруги Натальи.
«Самое важное — это люди»
Однако в 2018 году дела плохо пошли у продюсера — бюджет короткометражки был ужат до предела. Съёмочной группе необходим было отснять материал за одни сутки. Отсняли за сутки с небольшим хвостом, а потом с ужасом обнаружили огромное количество «косяков» вроде исчезающей бутылки вина, разных пятен на футболке и прочего. В итоге из проекта, психанув, ушёл монтажёр — нового нашли за два часа по объявлению в интернете.
Так в 2018 году «простой» проект наконец был отснят. Насколько удачно получилось, можно решить, посмотрев работу Чемонина. Сам режиссёр сделал за эти году важный вывод.
-Самое важное — это люди. Забудьте про мастер-классы, лекции и конференции. Надо уметь находить людей, разговаривать с ними, убеждать в своей правоте или, наоборот, прислушиваться к ним, — объяснил Родион Чемонин.
Фото со съёмок из личного архива Родиона Чемонина