Куклы мастерицы из Курска популярны на конкурсах в Санкт-Петербурге
Курянка Елена Страшинская делает кукольные скульптуры. Их сложно назвать просто «куклы» — каждая выполнена в деталях: такими не поиграешь. Зато их можно трогать и рассматривать, как объемную картину.
В 2009 году Елена Страшинская наткнулась в интернете на самодельные куклы, и ей тоже захотелось попробовать сделать такую скульптурку.
Первой работой стала принцесса, правда не настолько хорошая, как хотелось начинающей мастерице.
— Я сейчас на нее смотрю и думаю, неужели это я сделала, такая страшненькая кукла, — смеется Елена.
На тот момент в Курске еще не было подходящих материалов, поэтому пластик для лепки знакомые привозили женщине из Москвы и Питера. Из них мастерица лепила ручки и головы. Запекала их в газовой духовке на собственной кухне.
Через 3 года Елена Страшинская полностью «втянулась» и стала заниматься кукольной скульптурой уже каждый день, в свободное от работы время. Основновной работой была и остается до сих пор оформительская деятельность в местном ТЮЗе «Ровесник».
Каждый год Елена участвует в конкурсе «Кукла года» в Санкт-Петербурге. Ее работы становятся призерами в разных номинациях. Например, в этом году была взята номинация «Динамика в кукле».
Чтобы получилась кукольная скульптура, необходимо несколько этапов. Идея художницы ложится на бумагу в виде эскиза, затем – подбор материалов.
Основная работа над фигуркой начинается с проволочного каркаса, который потом облепляется синтепоном или сжатой фольгой. Получившееся «тельце» оформляется разной тканью, нитками, тесьмой, пайетками – всем, что поможет Елене передать задуманный образ.
Отдельно изготовленные из запекаемого пластика голова и кисти рук крепятся к остальному каркасу. Для придания динамики – развевающиеся волосы, пышные драпировки – ткани пропитываются обычным клеем ПВА.
Работа над куклой от идеи до результата может занять у Елены до 6-8 месяцев, ведь свободного времени у нее не так много.
— Если бы я сидела над куклами днем, как будто это была бы моя основная работа, то на одну уходил бы месяц или два, в зависимости от сложности декора — рассуждает художница. — Для цветочков-лепесточков же нужно ткань покрасить, потом их надо вырезать, потом их надо сшить, потом — пришить к одежде куклы. Сидишь и ковыряешься.
Елена Страшинская делает кукольные скульптуры из собственных образов, работу «под заказ» не любит. Ведь не всегда понятно, каким заказчик хочет видеть результат. А вот продавать авторские готовые изделия художница не против.
На встречу с корреспондентом РИА «Курск» Елена принесла только несколько работ – большая часть сейчас находится на выставке в курской школе «Артмания». У каждой куклы – своя история создания. Вдохновением для новых образов Елене может служить что угодно — музыка, история из жизни, кусочек ткани.
Например, кукольная скульптура «Путеводитель-полупроводник» изображает озорного мистического персонажа, который может запутать туриста в незнакомом городе.
— Часто я терялась в чужих городах, ведь могу заблудиться даже в трех соснах. В незнакомом месте я могу выйти, разве что, по солнцу — рассказывает Елена. — Вот этот лукавый городской дух все время за собой манит, а потом исчезает, а ты думаешь — боже, где я?
Кукла-девушка в шляпке и развевающемся платье сделана по песне Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер!» а скульптура цыганки вдохновлена романсом «Невечерняя».
— Появляется какой-то образ, который хочется воплотить, и с этим образом можно носиться очень долго, — объясняет Елена. – Как только сделаешь, ты от этого освобождаешься, а у кукол начинается какая-то своя жизнь и хотелось бы, конечно, чтобы их приобретали.