Бывший журналист «Курска» поставила спектакль о сексуальных домогательствах к молодым актрисам
Елена Смородинова – журналист, театральный критик, а с недавних пор и режиссёр. 12 апреля в арт-пространстве «Рихтер» в Москве прошла премьера спектакля «Буду делать тебя звездой», который поставила Елена. Его герои – молодые актрисы театра и кино, которые рассказывают, через что им пришлось пройти, ради заветной роли.
Родной город Елены – Курск. Поработав в местных газетах, в том числе и в «Курске», она переехала жить и работать в столицу. Как журналист превратился в режиссера (и превратился ли!), она рассказала в интервью нашему корреспонденту.
Лена, с чего началась твоя журналистская деятельность?
Когда я училась в десятом классе, мой первый материал опубликовали в газете «Курск». На четвёртом курсе Курского института Социального Образования (филиал Российского государственного социального университета) я проходила практику в журнале «Русский репортёр». После практики меня пригласил заместитель главного редактора РР, и я уехала. Мне было 20 лет. Огромное спасибо тогдашнему директору курского филиала РГСУ Борису Беспарточному, благодаря которому переезд не повлиял на мое дальнейшее обучение и даже не помешал получить красный диплом журфака. Также спасибо декану, на тот момент, Надежде Степановой. И самое главное — преподавателю и руководителю журнала «Пресс-Клуб», который выходил в РГСУ, Светлане Белоусовой — если бы в своё время она не затащила меня на первый проект Русского репортёра «Медиаполигон» в Белгород, этого всего бы не было.
Почему ты решила перебраться в столицу? В 2011 году я работала в издании «Аргументы и факты – Курск». Был вариант стать спецкорром «РИА-Новости» в Курске. А мне хотелось заниматься театром. Так что приглашение РР было даром небес, тем самым предложением, от которого не отказываются. Сегодня я по-прежнему театральный обозреватель «Русского репортёра», пишу в «Ведомости», «РБК-стиль», журнал «Театр». Был опыт сотрудничества с изданиями «Коммерсантъ», «Такие дела» и «Эсквайр».
Успела ли выгореть в журналистике? СМИ сейчас в непростой ситуации. Сложно говорить о выгорании в условиях сокращений бюджетов и умирания медиа. Когда тебе полгода не платят зарплату, а все обсуждают, что твоё издание умерло, думаешь не о выгорании, а о выживании.
Как ты, журналист, отважилась взяться за постановку спектакля? Ты этому училась? Я сейчас заканчиваю обучение в Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова МИР-5. Это уникальное место, которое Юхананов придумал в начале девяностых с идеей готовить режиссеров, которые смогут работать как в театре, так и на телевидении. Формально обучение длится три года и должно в этом году закончиться. Но вообще режиссура — та профессия, которой учатся всю жизнь. Другой выдающийся мастер и педагог, Лев Додин, справедливо замечает, что режиссуре невозможно научить — режиссерам можно только стать.
Расскажи немного о спектакле. О чем он? Это слишком сложный вопрос для режиссера. Если коротко — о свободе быть собой и умении принимать чужую свободу. Но журналисты считают, что он про феминизм и насилие. Так что лучше на этот вопрос отвечать не мне.
Сколько человек пришло на премьеру? У нас было два показа и прогон на зрителя — для друзей, коллег и прочих лояльных людей. На каждом показе было не менее 40 человек, а на показ для партнеров, випов и прессы пришло около 50. Это приятно, но вообще идеальный размер такого спектакля — 30-35 зрителей, поскольку его формат — бродилка по старому особняку-отелю «Рихтер», а его система вентиляции не рассчитана на аншлаг.
Как родилась идея спектакля? Это вообще случилось чудом. Мы сами собрались командой энтузиастов из разных театров, и сделали спектакль. Чудо, что нас поддержала арт-площадка «Рихтер», затем появились партнёры, которые давали вещи на съемку и украшения на спектакль.
Актрисы – тоже твои знакомые? Актрис набирали через кастинг — этим занимались драматург Антон Бонничи и соинициатор проекта актриса Юля Хамитова. Изначально этот проект стали делать мы втроем — я и две актрисы, Юля Хамитова и Катя Дар, каждая из которых по отдельности познакомилась в Париже с Антоном. В итоге Антон и Юля занимались кастингом, а я и Катя — поиском площадки.
Каково было создавать спектакль с нуля? Самостоятельный проект сделать на самом деле и сложно, и легко. Легко, потому что выражение «границы существуют только в голове» во многом правдиво. Сложно, потому что ты не можешь ограничиться заявлением: «Я тут режиссёр». И делаешь кучу всего, что не относится к спектаклю: от переговоров с партнерами до сайта. Например, идёшь с художником покупать платья, для эскиза, с которого год назад начался наш спектакль. Я сама покупала рубашки для спектакля в секонд-хэнде.
Зато это отличная прививка от представления о театре как о чём-то высоком. А такое представление сформироваться могло: два года подряд я работаю как театральный критик в экспертном совете фестиваля «Территория» на конкурсе «Полюс. Золотой сезон». Там эксперты отсматривают ход фестивалей из четырёх регионов присутствия компании «Полюс», победители получают возможность участия в образовательной программе. В этом году я впервые смотрела не только спектакли, но и райдеры (перечень условий артистов, предъявляемых организаторам, прим.ред).
Что будет с постановкой в дальнейшем? У нас нет инвестора или театра за спиной, поэтому что-то планировать очень сложно. Мы хотим продолжать играть, площадка «Рихтер» тоже в этом заинтересована. У критиков и прессы хорошая реакция на наш проект. Нас поддержали актриса театра и кино Ирина Горбачева и публицист Александр Цыпкин в своих социальных сетях. Так что, возможно, к нам придут меценаты, которые устроят нам гастроли.
Что у тебя сейчас на первом месте — журналистика или режиссура? Сейчас я продолжаю работать журналистом и театральным критиком, это тяжело сочетается с работой режиссера. Но вот пример моего мастера, Бориса Юхананова, который превратил довольно унылый театр Станиславского в один из самых модных театров Москвы – Электротеатр. Юхананов ставит, преподает и проводит с нами по 12-16 часов на сессии. Он говорит — успеть можно все, если есть желание и основание это делать.