Евангелие от цыгана: как живет единственный в Курске проповедник, принадлежащий к кочевому народу
8 апреля отмечается Международный день цыган. В этот день в 1971 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный конгресс кочевых людей, на котором присутствовали делегаты из 30 государств. Цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией и утвердили собственные флаг и гимн.
С Курским краем цыган связывает давняя история. Здесь родились такие звезды, как знаменитый композитор и скрипач Михаил Эрденко и певец, народный артист СССР Николай Сличенко. По данным переписи 2010 года, цыган в Курской области проживало свыше двух тысяч человек.
Увы, многие из них занимаются противозаконной или «полузаконной» деятельностью. Но отнюдь не все! Так, в церкви «Благодать» евангельских христиан-баптистов, расположенной на улице Асеева в областном центре, регулярные богослужения проводит пресвитер цыганской церкви «Дэвлэско Лав» («Божье слово») Андрей Бескаравайный.
О пасторе
Родился будущий пастор в 1968 году на Донбассе, в городе Стаханов Луганской области. Там получил образование, оттуда был призван в ряды Советской Армии. После службы женился, создал семью. И тогда же понял, что нельзя просто плыть по течению – жизнь должна быть осмысленной, а для этого в своих поступках нужно ориентироваться на высшие законы.
Случилось это в 2000 году, когда Андрей жил уже в городе Волчанск Харьковской области, а через несколько лет — в 2004-м – вместе с семьей переехал в курские края. Дом он купил в деревне Брежнево, где и живет сейчас. А работает в Курске охранником.
— В один прекрасный момент я понял, что меня призывает Господь на служение, — рассказывает Андрей Алексеевич. — Я поступил в семинарию и после ее окончания проповедую Евангелие своему народу — цыганам. И слава Богу, что сейчас есть церковь, где каждый человек может найти убежище, душевный покой. Церковь — это как больница. Место, где человек может исцелиться.
О настоящем и будущем
В христианскую общину входит порядка 60 человек. Семьи у цыган большие, и, если старший в семье пришел к Богу, значит, придет вся семья, то есть еще в среднем 5-10 человек.
— Вот так мы и живем, учим людей и сами стараемся честно трудиться, зарабатывать на хлеб своими руками, чтобы меньше было поношений на наш народ, который, как вы знаете, зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Но если Бог откроет, никто не закроет — изгоев он может сделать своими благословенными детьми.
У Андрея пятеро детей, из них трое неженаты. По его свидетельству, во всей диаспоре (у тех, кто обратился к Богу) все работают, занимаются своим хозяйством, огородами, сажают картошку. Делают так, чтобы и другим цыганам показать, что можно жить по-другому — честно, по-божески и по-человечески, с верой в хорошее будущее.
О диаконе
Надежным помощником пастора зарекомендовал себя диакон Павел Балашов. Родился он в 1962 году в Волгоградской области, жил на Кавказе. Жил, как обычно цыгане живут, пока в 1998 году не произошло его обращение на путь истинный.
— С Божьей помощью я и моя семья изменили свое отношение к жизни и, соответственно, образ жизни — мы стали работать, — рассказывает Павел. — В Курск мы приехали в 2011 году. Я стал ходить в церковь, где меня рукоположили на дьякона, теперь помогаю пастору Андрею Бескаравайному. Учим наших детей, внучат, чтобы они жили по Слову Божьему, как Бог велит: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй…
Об общем доме
Своей жизнью в Курске цыгане из общины «Дэвлэско Лав» вполне довольны – никаких конфликтов на межнациональной почве не наблюдается.
— У нас все хорошо, отношение нормальное, — говорит Андрей. – Да и почему оно должно быть другим? Россия — наш большой общий дом, где для каждого места хватит. Если ты живешь согласно человеческим и божеским законам, никакого вреда людям не причиняешь, плохо к тебе относиться не будут. В соответствии с евангельским правилом: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и сам поступай с другими.
— Своим трудом мы хотим преобразить нашу нацию, — поддерживает его Павел Балашов. — Живем мы в России, а она многоцветная, здесь много диаспор, у каждого народа свои традиции, верования, но в целом это красивая мозаика, калейдоскоп. Мы также хотим жить в этой чудесной стране, жить по закону и вносить свою лепту в общее процветание. Если мы будем жить по законам, тогда и стране будет лучше, и нам в этой стране.
О традициях
Но разве могут быть цыгане без своих традиций, обычаев, песен и танцев? Конечно, нет. Творческие коллективы общины выступают на фестивалях «Многоцветье России», «Россия общий дом», представляют свою культуру, поют цыганские песни.
— О традициях, которые нам оставили наши предки, мы можем рассказывать долго, — говорят Андрей и Павел. – О мировоззрении, языке, обычаях. Женятся у нас рано — в 14-15 лет. Семьи более устойчивые, разводов практически нет. Дети живут с родителями. У нас есть такой закон — наверное, он везде должен быть, — почитание стариков. Если у кого возник какой-то неразрешимый вопрос, спор, то проблему решают старики, старейшины. Они находят оптимальное решение, примиряют людей.
— И молодые слушают?
— В основном, да. Но сегодня многое меняется, как и повсюду. В Россию зашла беда — наркоманов много. И наши дома она тоже не минула. Правда, таких у нас не очень много. Как и пьяниц. Пьянство у нас считается позором. Как и многое другое. Девчонка, выходя замуж, должна быть девственницей. И тогда ее родители имеют почет, потому что правильно воспитали, а родители жениха – потому что принимают в дом достойную девушку.
О праздниках
— Часто говорят, что цыгане не в нашего Бога верят. Это неправда, мы веруем в Иисуса Христа, празднуем и Рождество, и Пасху, и Спас-Преображение, и другие христианские праздники. С большим почтением относимся к 9 мая — Дню Победы. Цыгане пострадали во время войны — это был геноцид нашего народа, когда нас расстреливали, сжигали целыми таборами. Многие были расстреляны, потому что перевозили оружие для партизан. И среди цыган тоже были герои. Своим детям мы рассказываем о тех людях, которые не жалели своей жизни ради того, чтобы мы сегодня могли свободно жить.
О песнях и танцах
— Танец — это культура нашего народа. В нем отображается вся жизнь цыган. Справляем, например, свадьбу. Пришли две семьи — моя и Пашина. Вначале он вызывает меня. Я выхожу, и вместе со мной вся моя семья. И Паша может воочию увидеть, кто есть кто в моей семье — сыновья, дочери. Потом я вызываю Пашу, и он выходит вместе с детьми и внуками. И мы смотрим: вот девочка симпатичная на выданье. И это все в танце.
— Как же называется такой танец?
— Никак. Танец он и есть танец. Название — это уже для одиночного исполнения, где показывается мастерство и красота, к примеру, «Венгерка» или, по-вашему, «Цыганочка». А здесь – сама жизнь.
Песни мы поем те, которые исполняли наши предки. Вот, например, в фильме «Табор уходит в небо» есть прекрасная песня «Кай Ёнэ» — где говорится о том, как же устали цыгане от бесконечных дорог, от такой жизни, а жить хочется хорошо. Но тогда они еще не понимали, что жить хорошо можно не в лесу и палатке, а когда у тебя есть свой дом. И они страдали тогда. Хотя кто-то говорит, что кочевать хорошо… Но это не так. Отсюда и страдание в песнях. Так же как и в русских, украинских. Но есть, конечно, и веселые – их мы поем на радостных событиях.
О флаге
— Верхняя синяя полоса означает небо, нижняя зеленая — поляна, земля. С одной стороны, это свобода. А колесо кибитки в центре — дороги. Но колесо красное, потому что в дороге умирали много людей — детей и взрослых. Заболел чем-то, а ни больницы, ни врача. Кто его спасет? И много цыган похоронено прямо у дороги. Вот потому колесо красное. А чтобы выйти из этого бесконечного круга между небом и землей, нам дано Дэвлэско Лав – Божье слово.
Подготовил Олег Качмарский