Курские волонтеры обвиняют своего бывшего начальника в неподобающих действиях

В среде уличных волонтеров, занимающихся сбором пожертвований в общественном транспорте, очередной скандал. Молодые люди обвиняют своего бывшего руководителя в грубом обращении и в том, что, якобы, с собранными средствами в фонде обращаются слишком вольно. Тот обвинения отрицает. Наш корреспондент выслушал обе точки зрения.

Белгородцы против курян

Молодые люди, собирающие в общественном транспорте пожертвования на лечение больных детей, давно стали привычным явлением для Курска. Какого-то сложившегося единого отношения к ним нет. Одни протестуют против такого способа сбора средств, другие благодарят. Большинство волонтеров, которых мы видим на улицах, относятся к Курскому благотворительному фонду «Россодействие».

В марте наш город посетили белгородские активисты из движения «Скорая молодежная помощь». Они требовали, чтобы местные власти навели порядок в сфере благотворительных организаций. Белгородцы передали в администрацию области письмо с предложением запретить организовывать сбор средств в транспорте и не допускать использования в качестве волонтеров несовершеннолетних.

Ранее с помощью «Скорой молодёжной помощи» был закрыт другой курский благотворительный фонд «Ваша опора». Его руководители отправились в колонию за жестокое обращение с сотрудниками. Теперь эта же организация пытается закрыть «Россодействие».

А волонтеры ли?

В благотворительный фонд можно попасть, отозвавшись на объявление о вакансии «промоутер» на популярном сайте по поиску работы. По крайней мере, так утверждают бывшие волонтеры. Но свои имена они просят не называть

— Я работал в разных фондах и не разу не видел, чтобы пришел новый человек и сказал, что хочет быть добровольцем и работать бесплатно, — утверждает один из несовершеннолетних сборщиков пожертвований.

Также волонтеров набирают через знакомых и соцсети. Первый вопрос со стороны новеньких: сколько за это платят. Бывшие сотрудники фонда утверждают, что оплата зависит от собранной за день суммы. Якобы, чем больше пожертвовали люди, тем выше вознаграждение награда.

С суммы меньше 2 тысяч рублей причитается 20%. Но может достигнуть и 40%, если в ящике для сборов имеется больше 10 тысяч рублей. А если денег совсем мало, можно нарваться на неприятности

— Если в ящике оказывалось мало денег, нам читали нотации, — рассказывают парни. — Директор матерился и кричал, что ему такие люди в фонде не нужны, угрожал «уволить». Но при этом, если уволился сам, сразу становишься «предателем».

«Это не грубость – это строгость»

Руководитель фонда «Россодействие» Александр Жидеев не стал отказываться от общения с нашим корреспондентом. Он пришел на встречу вместе с восемнадцатилетним волонтером по имени Абдул. Ответ прозвучал ожидаемый: команда «Россодействия» очень дружная, никакой грубости по отношению к добровольцам нет.

— У нас есть строгость: если сказал, что придешь в определенное время собирать пожертвования — выполняй обещание, — заявляет Жидеев. — Безответственным предлагаем уйти из команды. Ребята, которые прижились в коллективе, остаются надолго, например Абдул уже два года в «Россодействии»

Разумеется, отвергает руководитель фонда и выплату волонтёрам процента от сборов. По его версии, иногда фонд действительно помогает отдельным ребятам, покупая им одежду и обувь. Еще раз в неделю, по его словам, руководителя водят ребят в боулинг или пиццерию.

Кстати, Александр утверждает, что в 2017 году предлагал лидеру «Скорой молодежной помощи» Антону Андросову подключиться к подсчету собранных денег, но тот отказался. Да и вообще, в Белгороде его подопечные оказались случайно. Версия звучит так:

— Мы в Белгороде не работаем. Наши ребята просто ездили туда к своим родственникам, у них было пару часов свободных. Ну и решили взять с собой инвентарь для сбора.

В общем, все, как и предполагалось, «белые и пушистые». Хотя на что живут и почему не умирают с голоду молодые люди, работающие за «спасибо» из этого рассказа так и остается неясным.

Мы никого ни в чем не обвиняем, но напоминаем, ныне осужденные руководители «Вашей опоры», занимавшиеся примерно такой же «благотворительной деятельностью», тоже утверждали, что несут людям только добро. Пока к ним не пришли из полиции. Впрочем, на руководителя «Россодействия» жалоб в правоохранительные органы не поступало.

Как можно реально помочь нуждающимся?

Помогать детям-инвалидам, жертвуя деньги на лечение в маршрутках и на улицах — всегда риск. Для того, чтобы оградить свои средства от рук мошенников, жертвовать стоит лишь в проверенные благотворительные фонды.

В 2017 году Ассоциация некоммерческих организаций «Все вместе» создала Декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки. Благотворители, которые подписали Декларацию, обязались собирать пожертвования только во время мероприятий или в стационарные емкости.

Открывать ящички при этом можно только в присутствии независимых свидетелей. Указывать личные счета и карточки руководителей фондов для зачисления пожертвований на них также запрещено — для это есть расчетные счета организаций.

Среди благотворителей, подписавших Декларацию, Курский фонд «Искорка надежды», Белгородская ассоциация некоммерческих организаций «Доброе Белогорье», целый ряд столичных фондов, в том числе «Звезда милосердия» и «Вера».

При поддержке администрации Курской области с 2008 года проводятся мероприятия благотворительного марафона «Мир детства». Скоро завершится разработка сайта, где жертвовать на лечение можно будет и вне ярмарок марафона.

Оптимальный вариант – переводить пожертвования банковскими переводами известным столичным благотворительным организациям, таким как «Подари жизнь», Фонд Константина Хабенского и т.п.