«Лидеры России» меняют жизнь к лучшему
Курянин Евгений Замота, один из участников первых «Лидеров России», честно признается, что всегда скептически относился к историям успеха в формате сказки про Золушку: принял участие в конкурсе — проснулся знаменитым. Он дошел до полуфинала — из 90 тысяч участников в него попали всего 600 человек (в том числе пятеро курян).
У Евгения высшее техническое образование и вполне успешная карьера для молодого человека его возраста — на момент участия в конкурсе он работал на Курском электроаппаратном заводе начальником управления по взаи-модействию с органами государственной власти, которое сам же и создавал. По его собственным словам, подать заявку подтолкнуло желание проверить себя, свои силы. А началось все с телефонного звонка. Впрочем, об этом расскажет он сам.
— Евгений, с чего начинался путь в «Лидеры России»? — С того, что мне позвонила мама и сказала: «Видела по телевизору анонс конкурса, не хочешь ли ты себя попробовать?» Любопытство взяло свое — я зашел на сайт «Лидеров России», посмотрел, и меня заинтересовал его формат. Во-первых, очень понравилась тематика наставничества — захотелось научиться чему-то новому, во-вторых — грант на образование для победителей. С возрастом я начал осознавать, что нет ничего ценнее образования — если бы сейчас мне предложили пойти в университет, я был бы только «за». Дальше — регистрация на сайте, необходимо было ввести паспортные данные и заполнить короткую анкету, касающуюся уровня знаний и рабочего опыта. Затем давалось определенное время на запись видеоинтервью, где надо было ответить на два вопроса: зачем вы идете на конкурс и ваше главное профессиональное достижение.
Для меня основной целью участия было чему-то научиться — я ставил себе задачу дойти до полуфинала и считал, что это будет задача-максимум, которую вряд ли удастся выполнить. Не было понимания, что это за мероприятие — оно проводилось впервые, непонятен уровень конкуренции, пул вопросов, которые будут задавать. Хотелось окунуться в это сообщество, потому что люди, которые идут в этом направлении, — граждане с активной жизненной позицией, уже достигшие чего-то, и у них есть чему поучиться. Это была моя мотивация.
Дистанционных этапов было два, в том числе проверка общих знаний по истории, географии, литературе, праву, математике. Система была выстроена так, что программа понимала: когда ты пытаешься найти ответ в интернете — она пропустит, но предупредит, что результат аномальный, поэтому во время полуфинала придется пройти повторное тестирование при экспертах. Если результат будет отличаться более чем на 30 пунктов, до полуфинала не допустят.
— А были такие, кто участвовал ради интереса? — На моем полуфинале порядка 10-15 человек, у которых были высокие результаты, подтвердили их при очном тестировании. Но это были люди, не побоюсь этого слова, с феноменальными знаниями — они даже не раздумывали, когда отвечали.
— Получается, мало быть лидером, надо быть еще и разносторонним человеком? — Конечно, ведь главная задача конкурса — найти лидеров для государства, а не только для самой структуры управления. Это те люди, на которых потом будут опираться перемены к лучшему. Быть просто хорошим менеджером или управленцем недостаточно — нужно знать историю своей страны, ее литературу. Иначе как ты можешь стать ее лидером? Полуфиналов состязания было два, по триста человек в каждом — я попал в первый. Он проходил в начале января в подмосковной деревне Анино, где находится корпоративный университет Сбербанка. Там в течение трех дней проводились отборочные задания. Это был колоссальный опыт, когда приезжают люди из разных областей, которых в произвольном порядке рассаживают за столами, от 8 до 10 человек за каждым. С ними находится один модератор, который предлагает испытание. Он кладет стопку листов формата А4, скотч и дает задание: за 15 минут построить из них самую высокую башню. И тут начинается диспут между участниками команды, какую модель для башни выбрать, а модератор следит за выстраиванием отношений. Как стало ясно со временем, ему был важен не конечный результат, выдаваемый группой, а процесс, как вы можете договориться между собой и кто какую роль на себя берет. Ведь все же лидеры. Перед началом работы каждому дается по минуте, чтобы представиться и рассказать о себе. И вот эти люди, которые совершенно не знакомы, должны слаженно работать, уметь слушать друг друга, принимать совместные решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения.
При этом, как только ты адаптируешься в одной команде, тебя тут же переводят в другую.
— Какие моменты полуфинала запомнились больше всего? — Последнее задание и то, что было после него. На группу давались, опять же, листы А4 и вводная: мы — предприятие, которое производит самолеты. Есть два типа моделей — классический самолет, который все мы складывали в детстве, и другой, сложный в изготовлении, но он будет покупаться заказчиком намного дороже первого. Есть определенный бюджет предприятия на закупку материалов, и надо выбрать, какие самолеты производить. Когда мы выполнили задание и сделали из бумаги невероятное количество разных самолетов, нас попросили взять их с собой и подняться в верхнюю часть зала. Там организаторы предложили вспомнить детство и запустить эти самолетики. Представляете себе: под мелодию «Время вперед» триста взрослых людей, которые давно уже забыли, что такое детство и самолетики, которые три дня сражались за лидерство, с неподдельной радостью запускают эти самолетики, свистят и хлопают. Это было потрясающе на самом деле.
— Что дал конкурс «Лидеры России» в профессиональном плане и что изменилось после него? — Я приобрел для себя много важного и нового — например, очень качественный анализ своих компетенций и знаний. Он выдавался по итогам каждого тура — такая подшивка страниц на тридцать, где приводятся оценки компетенций, которые просматривались в тебе во время прохождения заданий. Например, социальная ответственность, быстрота и инновационность мышления, умение работать в команде и так далее. И главное — рекомендации, как поднять свой показатель. Это очень полезно: ты видишь свои слабые и сильные стороны, понимаешь, над чем можно и нужно работать.
С точки зрения профессионального роста сразу после конкурса ничего не поменялось, но изменился мой внутренний подход, моя мотивация, взгляд на работу. Они претерпели серьезные изменения, я бы даже сказал, революционные. Ожидания какого-то быстрого карьерного лифта не было — я, если честно, таких иллюзий не строил. Но в конце октября все изменилось — временно исполняющий обязанности губернатора Роман Старовойт пригласил курских участников «Лидеров России» на личную встречу. Мы пообщались и обозначили свое видение развития области, болевые точки и сильные стороны региона. Роман Владимирович выслушал нас, сказав, что такие встречи будут регулярными и постоянными. Через несколько дней я получил предложение войти в его команду. Теперь я советник врио губернатора — буду координировать работу по формированию стратегии развития области до 2024 года.
— Евгений, каковы ваши пожелания или советы участникам нынешнего конкурса «Лидеры России»? — Дерзать. И принимать участие. На самом деле не так важна победа, как то, что остается внутри тебя после этого конкурса — понимание самого себя.
Беседовала Татьяна Ласточкина