KURSK46 - информационный портал Курска KURSK46 - информационный портал Курска

От Понырей до Берлина

От Понырей до Берлина

— Ну что, Брагин, говорят у тебя день рождения? Принимай тогда подарок, — с этими словами командир подвел молодого наводчика к 122-миллиметровой гаубице, — целься и не промахивайся, помни: если ты не уничтожишь врага, он может сделать это с тобой.

Тогда, в марте 1943-го, Евгений Брагин и представить не мог, что вот с этим фронтовым «подношением» пройдет всю войну: от первого боя под Понырями до последнего в Берлине — в двух километрах от рейхстага. В артиллерию Евгений Иванович попал, можно сказать, случайно. Первый раз его и других сельских ребят 1924 года рождения вызвали в военкомат в начале лета 1942-го. Но поскольку им тогда еще не исполнилось восемнадцати, всех отправили домой — до особого распоряжения. Период фашистской оккупации отодвинул начало службы к февралю следующего года. Все это время семнадцатилетним парням приходилось скрываться от немцев и полицаев, поскольку молодежь фашисты в первую очередь угоняли на работу в Германию.

— Однажды нас все-таки поймали, привели к хате, где располагалась немецкая комендатура. От неволи спас односельчанин, который вернулся с фронта без ноги, и его оставили нас караулить. Увидев, что фашистов поблизости нет, он скомандовал: «Бегите, пацаны!», — вспоминает Брагин.

В конце января 1943 года Быково (Горшеченский район) было освобождено от немцев.

— В сражениях за село погибло много наших солдат, но и фашистов уничтожили немало. Около 300 немцев захватили в плен. Их пригнали в здание школы, а нам, нескольким местным парням, выдав оружие, доверили их охранять, — описывает ветеран свое первое ответственное задание во время войны.

Уже в феврале Евгения Брагина с товарищами призвали на фронт.

— Пешком добрались до Касторного, а здесь бомбежка. Нас отпустили по домам, приказав явиться через два дня, — рассказал Евгений Иванович. В назначенный срок он и еще несколько парней были отобраны в 208-й артиллерийский полк четвертого корпуса пятой артиллерийской дивизии. Одни попали в разведчики, другие — в связисты. Брагину судьба определила быть наводчиком орудия.

Его боевой путь начался весной 1943 года на северном фасе Курской дуги под Понырями.

— Сначала здесь было тихо, — говорит бывший артиллерист, — стояли в обороне, изучали военные «премудрости», занимались огневой подготовкой. Но даже нам, неопытным солдатам, было понятно: это затишье только временное, впереди тяжелые бои.

Генеральное сражение с фашистскими полчищами на Курской дуге началось 5 июля 1943 года.

— Трудно словами описать то, что происходило тогда. Сотни залпов сливались воедино, от непрерывных выстрелов раскалялся ствол орудия. Весь наш расчет, состоящий из семи человек, действовал как единое целое, — поделился Евгений Брагин. Не сразу, но немецким войскам удалось начать ответный артиллерийский огонь. Затем в атаку пошли немецкие танки.

— Нам поступил приказ — не отступать, но и не стрелять, подпустить танки на расстояние 200 метров. Какой это риск, понимали даже неопытные солдаты. Но у командования был свой расчет. Как только танки приблизились, из укрытия появились «Катюши». Их огонь уничтожил часть машин, а остальные повернули назад, — сообщил ветеран.

Вражеские атаки под Понырями продолжались в течение семи дней, однако к 12 июля немцы продвинулись на северном фасе дуги лишь на 10-12 километров. Советское командование своевременно уловило момент, когда противник стал выдыхаться, и приняло решение о переходе от обороны к контрнаступлению.

— Особенность Курской битвы в том, что после нее фашисты уже не нападали, а только оборонялись. Мы же начали освобождать нашу землю.

Украина, Белоруссия, Польша, форсирование Днепра, Одера, бои в Германии, взятие Берлина — таковы были дальнейшие вехи фронтового пути артиллериста Брагина. Многое пришлось пережить: тяжелые испытания и гибель тех, кто воевал рядом… В Польше Евгений Иванович был контужен.

— Раздался взрыв, и меня засыпало землей, потерял сознание. Спасли меня проходившие недалеко пехотинцы. Они сначала подумали, что я мертв, решили откопать, чтобы взять документы, а то, мол, так и останется боец пропавшим без вести. Как говорят, судьба, видимо, хранила. Спасли. Попал в госпиталь. Но пробыл там недолго. Пришел командир и попросил тех раненных, кто может, встать к орудиям. Думаю, что же я свою «подаренную» гаубицу брошу? И ушел…

Весть о Победе встретил Евгений Брагин в Берлине. Правда, после последнего «победного» выстрела из своего орудия далеко не сразу артиллерист вернулся домой. Два года еще служил в Германии. И только в 1947-м началась для него мирная жизнь и труд на родной земле — то ради чего и сражался ветеран, не щадя жизни. За ратные заслуги в годы Великой Отечественной войны Брагин награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».

Елена Бобрышева, газета «Маяк»

1.1K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.