KURSK46 - информационный портал Курска KURSK46 - информационный портал Курска

Подлодка «Курск»: Хороший корабль в плохую эпоху

Подлодка «Курск»: Хороший корабль в плохую эпоху

Двадцать лет назад – 12 августа 2000 года – произошла одна из самых страшных катастроф в истории Российского военно-морского флота: во время учений в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Погибли все 118 членов экипажа. Продлившаяся с 13 по 21 августа спасательная операция результатов не дала. Только год спустя подлодка была поднята со дна Баренцева моря.

Флагман подводного флота

История разработки атомных подводных крейсеров серии К-141 связана с проектом 949А «Антей». Техническое задание на него было выдано еще в 1969 году. Перед подводными лодками данного класса изначально ставилась задача противодействовать авианосным группа противника.

Всего было построено 12 субмарин данного класса из запланированных 18, К-141 стал 10-й. Подводная лодка «Курск» заложена в Северодвинске в 1990 г., в 1993 г. получила свое название в честь Курской битвы. На воду спущена в 1994 году и 30 декабря принята в эксплуатацию.

Тактико-технические данные:

длина корпуса — 154 м; ширина — 18,2 м; осадка — 9,2 м.

Общая высота — 18,3 м.

Надводное водоизмещение — 14700 т., при погружении оно увеличивалось до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.

Надводная скорость подлодки 15 узлов (27,8 км в час). Под водой она была способна была развивать скорость до 33 узлов (61,1 км в час).

Рабочая глубина погружения — 420 м, максимальная — 500 м.

Силовая установка — атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого — 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей использовались два винта фиксированного шага.

Автономность плавания — 4 месяца, дальность не ограничена.

Номинальная численность экипажа — 130 человек.

Противокорабельное вооружение К-141 состояло из двенадцати спаренных пусковых установок крылатых ракет П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс». В носовой части располагалось шесть торпедных аппаратов двух калибров. Боезапас составлял 8-12 торпед и ракето-торпед и 16 снарядов.

По сумме этих факторов АПРК «Курск» считался одним из лучших подводных кораблей на российском флоте. В многочисленных публикациях авторы любят писать: «лучшая лодка, лучший экипаж». От этого трагедия становится загадочной и непонятной.

Семилетняя дружба

Сухопутный Курск имеет давние традиции шефства над боевыми кораблями. Более 30 лет город опекал крейсер «Михаил Кутузов» и минный тральщик «Курский комсомолец».

Первым делом куряне взяли моряков-подводников на полное обеспечение. В Североморск каждые три месяца стали приходить вагоны, набитые не только традиционными курскими картошкой да яблоками, но и копченой колбасой, тушенкой, печеньем, шоколадом, сигаретами.

Подлодка «Курск»: Хороший корабль в плохую эпоху

К каждому празднику все без исключения матросы атомохода получали из Курска небольшие бандероли с обычными, но так необходимыми предметами: несколько пар теплых носков, блок сигарет, десяток конвертов, писчая бумага, пара ручек и обязательно открытка с поздравлениями и маленький сувенир.

Каждое лето десять офицеров подлодки вместе с семьями бесплатно отдыхали и лечились в лучшей курской здравнице — санатории «Марьино». За год до трагедии в бывшей усадьбе князей Барятинских побывал и капитан «Курска» Геннадий Лячин.

На атомоходе были зарезервированы три ставки мичманов, которые традиционно занимали жители Курска. В каждый призыв трое курских парней обязательно приходили служить матросами на «свою» подлодку.

Причем, в каждом из трех районов города претендентов набиралось минимум человек по десять. Из них на «Курске» оказывался только один. Сначала призывники проходили медкомиссию — на подлодку брали только абсолютно здоровых. Затем проверялся уровень образования.

Попасть на флот после десяти классов было практически нереально, предпочтение отдавалось тем, кто к моменту призыва успел закончить местный железнодорожный техникум по специальности «электрик». Учитывались и семейные традиции. Но даже после того как претендент выигрывал конкурс, прежде чем попасть на лодку, ему предстояло пройти еще четыре месяца «учебки».

Последнее письмо с «Курска» жители города получили всего за несколько дней до трагедии. «Мама, у меня все отлично,— писал матрос-первогодок Дмитрий Старосельцев.— Мы наконец-то выходим на боевые учения».

Правда горькая и простая

10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.

В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.

На «Петре Великом» находился руководивший учениями командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Однако, он не заинтересовался ни причиной толчка, ни донесением акустиков. Позже Попов заявит, что принял гидродинамический удар за последствия «развертывания радиолокационной антенны».

В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.

Следствие доказало: трагедия произошла из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды, что, в свою очередь, привело к взрыву в торпедном аппарате № 4. Затем взорвались еще не менее 10 торпед.

Мощность второго взрыва составила 5000 тонн в тротиловом эквиваленте. 95 из 118 членов экипажа погибли мгновенно. Выжили 23 моряка, находившиеся в 6-м 7-м и 8-м отсеках. Они перешли в 9-й отсек, так называемый «отсек живучести» и начали ждать спасателей.

Версия взрыва торпед устроила не всех. Всевозможные «теории заговора» начали появляться с первых дней катастрофы: якобы субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой или с другой подводной лодкой, торпедирование американцами и даже ошибочное попадание своей противолодочной ракеты.

Подлодка «Курск»: Хороший корабль в плохую эпоху

Страсти растут по принципу снежного кома. А если пойти в противоположном направлении — и вместо нагнетания наоборот — отключить страсти и эмоции? Для этого нужно просто мысленно вернуться в то время, поскольку любое событие можно правильно осмыслить в контексте времени.

Вице-адмирал Валерий Рязанцев написал книгу «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск». На момент событий он был заместителем начальника Главного управления боевой подготовки по военно-морскому флоту, в качестве эксперта был привлечён в следственную группу, работавшую на Северном флоте. Поэтому с ситуацией он знаком изнутри

Согласно Рязанцеву, в начале 2000 годов даже у лучших корабельных экипажей выучка была на достаточно невысоком уровне. Причина – отсутствие учений и реальной боевой подготовки.

— Корабли стояли у причала и никуда не выходили, не было топлива, не было ремонтов, обеспечения никакого, — пишет Рязанцев. — Всё стало на мёртвый якорь. Многие офицеры и мичманы увольнялись, потому что не было зарплаты, неустроенность жилья, не было просвета в будущем.

Гибель АПРК «Курск» — это последствия общей разрухи в российской армии и на флоте. Но случившееся ничуть не умаляет героизм подводников. Символом непоколебимой стойкости стали написанные в предсмертной записке слова капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова:

«Здесь темно писать, но на ощупь попробую… Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо».

Помощь собирали всем миром

Известие о трагедии повергло курян в шок. В городе до последнего продолжали ждать чуда о спасении. Тогдашний мэр Курска Сергей Мальцев направил командующему флотом адмиралу Вячеславу Попову телеграмму, в которой сообщал, что в случае успешной операции по спасению готов принять на лечение и реабилитацию весь экипаж — 116 человек. На курском телевидении начали акцию под названием «Все вернутся».

Уже 21 августа 2000 года на городскую администрацию обрушился шквал звонков от людей, желающих чем-то помочь близким членов экипажа К-141. По первому призыву областной администрации за день было собрано почти пятьдесят тонн медикаментов, вещей и продовольствия для семей моряков.

Их выделили сельские районы и городские предприятия. Среди продуктов — столь необходимые на севере фрукты, помидоры, огурцы и молодая картошка. Утром 22 августа на Красной площади после скоротечного митинга пять грузовых фургонов взяли курс на Мурманск.

На совещаниях в обладминистрации и мэрии обсуждались все возможные варианты материальной и моральной поддержки родных погибших подводников, оказания этим людям посильной финансовой помощи, для этого открыт специальный банковский счет.

В Курске временно были отменены все культурно-массовые и развлекательные мероприятия. Даже 23 августа, в день 57-й годовщины со дня окончания Курской битвы, из всей программы оставлено лишь возложение венков на Мемориале павших.

Почему не спасли моряков?

Главная причина, по которой не удалось спасти подводников хорошо известна – общий развал в вооруженных силах. Самостоятельно эвакуироваться они не могли – слишком велика глубина.

По протоколу спасения морякам требовалась помощь водолазов-глубоководников и спасательного судна, которое возьмет их на борт и проведет декомпрессию – адаптацию организма к давлению атмосферы на поверхности. Спасатели нашли записку капитан-лейтенанта Сергей Садиленко. Он написал прямо: «Декомпрессии не выдержим».

14 августа, когда о ситуации с «Курском» Россия объявила официально, Англия, Норвегия и США предложили России свою помощь в спасательной операции. Но командование ВМФ надеялось справиться своими силами.

Подлодка «Курск»: Хороший корабль в плохую эпоху

Спасательные глубоководные аппараты с момента выхода к месту трагедии начали постоянно ломаться. 15 августа погружения были прекращены из-за шторма. В этот день помощь России по спасению экипажа предложили Франция, Италия, Германия и Великобритания.

16 августа спасательная операция возобновилась. В ходе нее выяснилось: российские спасательные аппараты не могут пристыковаться к комингс-площадке 9-го отсека. Причина — конструктивная ощибка. Опорное кольцо площадки было утоплено в палубу надстройки, а должно было выступать.

Днем 16 августа президент Путин согласился принять помощь Великобритании и Норвегии. Но спасателям требовалось четыре дня, чтобы с техникой прибыть на место затопления подлодки. А 19 августа из строя вышли все российские спасательные аппараты.

20 августа англичане и норвежцы прибыли на место. Уже через 13 с половиной норвежские водолазы предприняли первую попытку открыть люк подлодки.  Оказалось, что для этого нужен специальный инструмент, который сделали к утру 21 августа.

В 7 часов утра спасатели погрузились во второй раз. Уже через 16 минут они вскрыли люк 9-го отсека «Курска». И обнаружили, что шлюзовая камера отсека заполнена водой. Это значит, что спасать стало некого…

По итогам расследования причин гибели «Курска» у следователей были претензии и к разработчикам субмарины, и к командованию флота. Но до суда дело решили не доводить. 4 декабря 2001 года Владимир Путин отправил в отставку 14 высших офицеров и адмиралов «за серьезные упущения в организации повседневной и учебно-боевой деятельности флота».

«Я никогда не верила, что сын погиб»

На курской земле похоронены 12 членов экипажа «Курска»: старший лейтенант Сергей Узкий, старшины 2-й статьи Юрий Анненков и Роман Аникеев, старшие мичманы Виктор Кузнецов, Иван Цимбал, Сергей Калинин и Василий Кичкирук, старший матрос Дмитрий Миртов, матросы Роман Кубиков, Дмитрий Старосельцев, Олег Евдокимов и Алексей Некрасов.

Подлодка «Курск»: Хороший корабль в плохую эпоху

— Я никогда не говорила, что сын погиб, — говорит Валентина Сергеевна Старосельцева. — Они просто ушли, ушли в поход, бессрочный. И вот уже 20 лет служат. И слышат нас, а мы здесь все помним о них.

В Курском автотехническом колледже создан музей, посвящённый подводному крейсеру «Курск». Главным поводом для его создания послужило то обстоятельство, что на крейсере служил и погиб выпускник колледжа Олег Евдокимов.

Первыми экспонатами будущего музея стали его личные вещи и документы матроса. Но в связи с большим интересом учащихся было решено создать полноценный музей, посвященный всему экипажу подводного крейсера «Курск».

Олег Качмарский, Андрей Соколов

431
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.